Уважаемые педагоги, родители и учащиеся!

Министерство образования Саратовской области предлагает Вашему вниманию проект «Этического кодекса участников образовательного процесса», принятый за основу на V (очередном) заседании Общественного совета.

В последние годы мы часто предъявляем претензии к участникам образовательного процесса, не имея при этом четко очерченной модели их морально-нравственного поведения. Кодекс, несмотря на свой декларативный характер, даст возможность понять, как должен вести себя представитель администрации образовательного учреждения, педагог, учащийся или его родитель, какие их качества и поступки приемлемы в современной школе, а какие – нет.

При утверждении окончательного варианта документа будет учтено мнение не только психологов, юристов, культурологов, социологов, но и самих участников образовательного процесса. Для этого электронная версия проекта направляется во все управления образованием муниципальных районов с тем, чтобы данный он был доведен до сведения всех учебных заведений для публичного обсуждения.

Обратите внимание, что:

1. Предложения (от граждан и организаций) принимаются до 31 октября 2014 года по электронному адресу: sesar75@inbox.ru (в названии письма указывайте фразу «Этический кодекс»);

2. Все правки по тексту делаются – красным жирным шрифтом;

3. При внесении изменений необходимо помнить, что «Этический кодекс» – это не правила поведения в конкретной ситуации, а принципы, на основе которых выстраиваются отношения между участниками образовательного процесса.

Обсуждение и утверждение окончательного варианта «Этического кодекса» состоится на VI (очередном) заседании Общественного совета, запланированном на декабрь 2014 года.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОЕКТ)

1.Цели, задачи и область применения Этического кодекса участников образовательного процесса Саратовской области

Этический кодекс участников образовательного процесса Саратовской области (далее – Кодекс) представляет собой свод морально-нравственных норм поведения и общения (норм этики) участников образовательного процесса внутри образовательного учреждения и во внешнем мире. Кодекс составлен на основе общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства Российской Федерации.

Участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические работники, администрация образовательного учреждения и родители (законные представители) обучающихся.

Цели Кодекса:

-повышение уровня культуры взаимоотношений участников образовательного процесса, реализуемого в образовательном учреждении;

-формирование положительного микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах;

-содействие выполнению миссии и достижению стратегических целей образовательного учреждения;

-формирование и защита положительной репутации (имиджа) образовательного учреждения.

Основные задачи Кодекса:

-определение этических принципов поведения участников образовательного процесса;

-установление основ регламентации поведения участников образовательного процесса в сложных (или нестандартных) этических ситуациях;

-обеспечение осознания участниками образовательного процесса их персональной ответственности за исполнение своих обязанностей;

-обеспечение осознания участниками образовательного процесса их персональной роли в реализации функций образовательного учреждения.

Область применения Кодекса:

-взаимоотношения участников образовательного процесса;

-взаимодействие с представителями органов власти, общественности и средств массовой информации.

Кодекс подтверждает стремление участников образовательного процесса к высокому уровню культуры взаимоотношений в повседневной деятельности.

Участники образовательного процесса в своей деятельности руководствуются содержащимися в Кодексе принципами и правилами поведения.

2.Основные принципы внутренних взаимоотношений

2.1.Основные принципы взаимоотношений участников образовательного процесса

Участник образовательного процесса рассматривается в первую очередь как личность, создающая свой человеческий потенциал и активно проявляющая себя в трудовой (учебной) или иной общественно признаваемой деятельности.

Участник образовательного процесса стремится к саморазвитию и применению личных качеств с целью повышения эффективности своей деятельности и деятельности образовательного учреждения в целом.

Образовательное учреждение создает всем участникам образовательного процесса условия для взаимного сотрудничества.

Свобода каждого — как участника образовательного процесса — реализуется не в ущерб свободе других участников образовательного процесса.

Участник образовательного процесса несет ответственность перед самим собой, перед другими участниками образовательного процесса и перед образовательным учреждением.

Основные качества участника образовательного процесса: ответственность, инициативность, доброжелательность, дружелюбие, стремление к развитию, честности, открытости, справедливости и соблюдению надлежащего уровня культуры взаимоотношений.

Участие в реализации функций образовательного учреждения предполагает высокую результативность деятельности всех участников образовательного процесса, что способствует сохранению и постоянному повышению конкурентоспособности образовательного учреждения и его структур.

Отношения образовательного учреждения с участниками образовательного процесса строятся на принципах долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств.

Образовательное учреждение рассматривает человеческий потенциал участников образовательного процесса как источник совместной деятельности, при которой учитываются интересы всех участников образовательного процесса, уделяется внимание проявлению их личных качеств, обеспечению социальными гарантиями и соблюдению ценностных приоритетов.

При любом изменении внутри образовательного учреждения должна быть учтена необходимость адаптации каждого участника образовательного процесса к новым обязанностям, функциям и задачам, а также к новому коллективу, в том числе, применения индивидуальных мер и поддержания общей доброжелательной атмосферы. Применяемые действия должны быть направлены на быстрое налаживание эффективной деятельности после изменений.

При разрешении проблем, возникающих в образовательном процессе, все его участники, в первую очередь, руководствуются принципом справедливости, а также принципом защиты интересов образовательного учреждения, основанном на правилах настоящего Кодекса и правилах, отраженных в ее внутренних нормативных документах.

2.2.Правила поведения

Отношения между участниками образовательного процесса основаны на гуманистических принципах и являются равноправными.

Особую ценность для образовательного учреждения представляет умение участников образовательного учреждения работать в команде. При этом их деятельность оценивается индивидуально, с учетом возрастных, физических и психологических особенностей.

Во всех возникающих сложных (или конфликтных) ситуациях следует руководствоваться принципом соблюдения интересов и имиджа образовательного учреждения, а также законных прав участников образовательного процесса.

Участники образовательного процесса не допускают унижения личности, проявлений дискриминации по половому, национальному и религиозному признаку в отношении  других участников образовательного процесса.

Участники образовательного процесса уважают традиции образовательного учреждения, бережно относятся к его имуществу, следят за чистотой и порядком в образовательном учреждении.

Допускается неформальное (без фиксации конфликтов в письменной форме) разрешение проблем образовательного процесса между участниками образовательного процесса, если это способствует наиболее эффективной его организации и установлению взаимного согласия. При этом стороны стремятся к диалогу и скорейшему разрешению спорных вопросов.

Образовательное учреждение приветствует различные формы общения участников образовательного процесса: совместное выполнение проектов,  обсуждение и решение рабочих вопросов, выработка новых направлений развития, а также совместное проведение культурных, научных, общественно полезных и спортивных мероприятий.

Участники образовательного процесса обязаны заботиться о том, чтобы их действия не приносили вред другим, а также исполнять требования, установленные законодательством и общепринятыми нормами этики.

Образовательное учреждение вправе разрабатывать правила поведения для участников образовательного процесса, не противоречащие законодательству Российской Федерации и согласующиеся с нормами настоящего Кодекса.

3.Основные принципы внешних отношений

3.1.Основные принципы внешних отношений участников образовательного процесса

Участники образовательного процесса, являясь представителями образовательного учреждения, внимательны к насущным потребностям и проблемам друг друга и нацелены на совместную эффективную деятельность, направленную на повышение престижа образовательного учреждения.

Внешние отношения участников образовательного процесса строятся на основе соблюдения принципов ответственного отношения к себе и окружающим, взаимного уважения и открытости.

3.2.Основные принципы внешних отношений образовательного учреждения

Образовательное учреждение способствует налаживанию деловых контактов в целях развития и совершенствования отношений с другими образовательными учреждениями и всеми участниками образовательного процесса, последовательно исполняет взятые на себя обязательства.

Во всех областях своей деятельности образовательное учреждение стремится к партнерству, честной, свободной и открытой конкуренции.

Деятельность образовательного учреждения нацелена на длительное и эффективное сотрудничество с другими образовательными учреждениями и всеми участниками образовательного процесса.

Образовательное учреждение дорожит своей деловой репутацией (имиджем).

При возникновении разногласий и споров основным инструментом их решения являются переговоры и поиск взаимных компромиссов.

Образовательное учреждение выстраивает взаимоотношения на основе соблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних нормативных документов образовательного учреждения, норм и правил деловой этики и настоящего Кодекса.

3.3.Взаимоотношения с представителями органов власти, общественности и средств массовой информации

Образовательное учреждение выстраивает и поддерживает с представителями органов власти, общественности и средств массовой информации уважительные и конструктивные отношения, основанные на соблюдении законодательства Российской Федерации и исключающие конфликт интересов.

Образовательное учреждение, как субъект образовательной деятельности, является образцом законопослушного поведения, предоставляя отчетность и информацию о своей деятельности.

Образовательное учреждение стремится к соблюдению высоких стандартов предоставляемых образовательных услуг.

Образовательное учреждение взаимодействует с представителями общественности в рамках, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Допускается общение уполномоченных представителей образовательного учреждения с представителями средств массовой информации. В своих контактах с представителями средств массовой информации образовательное учреждение стремится к обеспечению безопасности всех участников образовательного процесса.

Участники образовательного процесса стремятся к объективности, не допускают распространения недостоверной информации, а также использования сведений, полученных в ходе выполнения своих взаимоотношений, в своих личных интересах или не по назначению при взаимоотношениях со СМИ.

4.Общий стиль решения конфликтных ситуаций

Кодекс не описывает все возможные конфликты интересов, которые могут возникать: нему следует прибегать в ситуациях, когда личный интерес участника образовательного процесса явно противоречит интересам других участников образовательного процесса или образовательного учреждения в целом.

Все участники образовательного процесса стремятся к осуществлению  бесконфликтной деятельности и уважительному отношению друг к другу.

Сферы потенциальных конфликтов оперативно выявляются, сводятся к минимуму и ставятся под строгий контроль.

Эффективное функционирование образовательного учреждения строится через определение зон ответственности и обязанностей участников образовательного процесса и исключение ситуаций, когда зона ответственности участника образовательного процесса допускает конфликт интересов.

Разрешение конфликтов производится таким образом, чтобы возможный ущерб от него для деятельности образовательного учреждения и участников образовательного процесса был минимальным. Возникшая конфликтная ситуация разрешается в максимально короткие сроки.

Приветствуется урегулирование конфликтов при помощи конструктивных переговоров и предупреждение потенциально конфликтных ситуаций.

При коллегиальном урегулировании конфликтных ситуаций, возникших между участниками образовательного процесса, принимаются в расчет не только обстоятельства их возникновения, но и возрастные, физические и психологические особенности сторон конфликта.

При разрешении конфликтов соблюдаются принципы доброжелательности, профессионализма, открытости, справедливости и честности.

В случае возникновения конфликтов с внешними структурами участники образовательного процесса действуют с учетом интересов образовательного учреждения.

Ни одна из структур образовательного учреждения и ни один из участников образовательного процесса не имеет права пользоваться исключительным положением для разрешения конфликтной ситуации в свою пользу.

5. Исполнение Кодекса

Все участники образовательного процесса, независимо от своего статуса или занимаемой должности, обязаны неукоснительно соблюдать нормы и требования Кодекса.

Все участники образовательного процесса должны быть ознакомлены с положениями Кодекса.

При возникновении конфликтных ситуаций, связанных с соблюдением Кодекса или неэтичным поведением участника образовательного процесса, другие участники образовательного процесса вправе внести предложение для коллегиального рассмотрения указанных конфликтных ситуаций.

Выработка и принятие решений участниками образовательного процесса, несоответствующих нормам этики, недопустимы.

6. Заключительные положения

Культура и этичность взаимоотношений в равной степени являются приоритетом и зоной ответственности каждого участника образовательного процесса.

Каждый участник образовательного процесса, подвергшийся критике со стороны других участников образовательного процесса по поводу нарушения этики поведения, вправе потребовать объективного рассмотрения допущенных им отступлений от норм Кодекса.

По желанию участника образовательного процесса или по требованию других участников образовательного процесса рассмотрение может проводиться конфиденциально.

Соблюдение положений Кодекса обязательно для всех участников образовательного процесса.